План ВТБ: сдать «Набережную Европы» к концу кризиса

10.03.2009
Фонтанка.ru , 10.03.2009

Тандем российской и немецкой мастерских Евгения Герасимова и Сергея Чобана оказался победителем архитектурного конкурса на проектирование «Набережной Европы». Как заявили главы жюри конкурса губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и руководитель ВТБ Андрей Костин, при общем равенстве проектов именно этот показался им наиболее сильным.

«Евгений Герасимов и партнёры» и «NPS Thoban Voss GbR» вели борьбу со «Студией 44» Никиты Явейна, Жозе Рафаелем Монео (Испания), Марио Ботта (Швейцария) и Дэвидом Чипперфильдом (Великобритания). Как рассказала Валентина Матвиенко, жюри выделило также проекты Явейна и Монео, но русско-немецкий тандем получил в три раза больше голосов, чем его ближайшие преследователи.

Победивший проект предполагает 132 тыс.кв.м жилых площадей (754 квартиры), торгово-офисный комплекс на 12 907 кв.м, гостиничный комплекс 7600 кв.м, Дворец танцев Бориса Эйфмана (5150 кв.м), 105 135 кв.м подземного пространства (3101 парковочное место). Первым из всего этого будет сдан именно Дворец танцев, пообещал Андрей Костин. Мол, уж очень долго ждет маэстро... Однако строиться здание будет по отдельному проекту, конкурс на него объявят до конца марта.

Глава ВТБ предложил такой график — в течение следующего года закрыть вопрос с выводом НИИ прикладной химии , в 2011-м году провести рекультивацию земли, в 2015-м сдать театр Бориса Эйфмана, а в 2016-м, «когда закончится экономический кризис», ввести в эксплуатацию и коммерческую часть проекта. «Конечно же, я пошутил, надеюсь, кризис закончится раньше», - поспешил исправиться Андрей Костин.

По словам губернатора Петербурга, жюри основывалось не на коммерческой составляющей, а на желании сделать то, что не смогли предшественники. То есть создать на набережной такой ансамбль, авторы которого в будущем бы упоминались в одном ряду с Растрелли и Росси. Она отметила, что победил проект с наименьшей площадью застройки. Однако глава ВТБ заявил, что все ожидают от него и коммерческого результата. «Герасимов и Чобан немного лучше других чувствуют атмосферу Петербурга», - заявил Костин, заметив, что мастерская Герасимова выиграла уже второй проводимый ВТБ конкурс — она же занимается проектом «Невской ратуши». Но это не связано с каким-то особым отношением к этому архитектору. Стоимость реализации амбициозного проекта глава ВТБ оценил в 2 миллиарда докризисных долларов. Сейчас он должен обойтись дешевле.

«Адекватным и максимально выполнившим все условия конкурса» назвал победивший проект главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев. Однако прозвучала и критика. Так, член совета по культурному наследию при КГИОП Михаил Мильчик заявил корреспонденту «Фонтанки», что сам конкурс был сформулирован неправильно. Во-первых, потому что он предполагает полное уничтожение существующей застройки. А на этой территории есть ценные с исторической точки зрения объекты. А, во-вторых, из-за высоты будущего театра — ему разрешили дорасти до 40 метров. «Наиболее корректно с этим вопросом обошелся Явейн», - заметил Мильчик.

Член жюри Андрей Боков, президент союза архитекторов РФ, расстроился из-за того, что у победителя очень слабо проработана транспортная составляющая: «Проблема въезда-выезда не решена». Плюс к этому он сказал о некой «невнятности исторических претензий», которые он увидел у Чобана с Герасимовым. На это губернатор Петербурга пообещала, что все замечания членов жюри будут переданы авторам, чтобы они могли их учесть при дальнейшей работе. В том числе серьезная переработка ждет проект и по транспортному вопросу. А для работы по фасадам будущих зданий победители пообещали привлечь разных европейских специалистов, дабы оправдать название «Набережная Европы». «Этот проект ко многому обязывает», - признал глава ВТБ.

Соперник победителей Никита Явейн считает, что Герасимов и партнеры выполнили интересную работу, «но уж чересчур сталинскую, не для этого места»:
- К сожалению, два с половиной месяца на такую работу – это очень мало. Мы не успели полностью доделать проект. Эта территория – это целый город, в одном стиле застраивать ее нельзя. У нас здесь три части, для каждой – свой собственный стиль.
Разумеется, наш проект нравится мне больше всего. А если серьезно, то Чипперфилд и Рафаэло – это просто халтура, Ботто сделал неплохой проект. Но это – набор из его старых запчастей, просто скомпонован под территорию.

Архитектор Михаил Сарри согласен с тем, что работа у Герасимова очень «качественная», но опять-таки «не для этого места»:
- Я считаю, что и Герасимов, и Явейн сделали достойные работы, их проекты выполнены на международном уровне. Какая работа мне больше нравится – не готов сказать. Очень интересный проект мастерской Ботто. Неплохо решил задачу и Чипперфилд. Проект Рафаэло я как-то пока не очень понимаю. Работа мастерской Явейна очень хороша, необычна планировка, правда, слегка смущает то, что торцы будут раскрыты к Неве. Очень качественная работа у Герасимова. Но она – не для этого места. Где-нибудь на Московском проспекте такие дома бы смотрелись прекрасно, но в центре города их возводить нельзя.

http://www.fontanka.ru/2009/03/10/107/