Задание на конкурс состояло из двух частей. Участникам предстояло предложить концепцию планировочного и пространственного развития территории в границах около 4000 га, от реки Екатерингофки на западе до Невы на востоке. В указанных границах было выделено три «пилотные» территории примерно по 100 га каждая. В результате жеребьевки предметом конкурсного проектирования для консорциума мастерских стала территория «Французский ковш». Предложенный проект получил 1 место на конкурсе.
1. Master Plan: «Второе легкое»
«Легкими» города традиционно называют парки и зеленые насаждения. Единственная полноценная зеленая зона в центре Петербурга— это район Островов (Крестовский, Каменный, Елагин). Мы предлагаем большую часть территории Серого пояса отдать зелени: в этом случае «легких» наконец-то станет два, как и полагается здоровому организму.
«Второе легкое» станет зоной притяжения для жителей центра и южных районов города. Мы предлагаем перевезти сюда с Петроградской стороны Ленинградский зоопарк, который много лет испытывает нехватку площадей, а также медицинские учреждения из центра города (для них запланированы отдельные парки и удобные парковки). Освободившиеся здания предлагается использовать для создания гостиниц. Значительная площадь отдается под инновационный центр на базе Кировского завода, организованный по принципу Сколково.
Транспортную инфраструктуру территории предлагается усовершенствовать за счет соединения уже существующих улиц, в том числе эстакадами и тоннелями, пущенными под и над железными дорогами. Жилая застройка вокруг главных, уже застроенных магистралей, будет по возможности уплотнена, все частично застроенные кварталы — завершены.
Памятники промышленной архитектуры, стоящие вдоль Обводного канала, предлагается отвести под музеи — как филиалы уже существующих, так и новые, сформировав таким образом новое «музейное ожерелье» города.
2. Территория № 3: «Французский ковш»
Имеющийся на территории водоем — Французский ковш — становится гаванью для маломерных судов. Его окружают двухуровневые набережные, а в торцах формируются две благоустроенные площади, которые становятся главными точками притяжения всего района.
Жилые кварталы также плотно застроены; общественные здания равномерно распределены среди жилых массивов. Парковые зоны формируются вдоль железнодорожных путей, соединяющих здания элеватора и мельницы, обладающие статусом охраняемых объектов. Две вытянутых в разных направлениях зеленых зоны становятся главными элементами в планировке территории. Важная особенность парков в том, что они переосмысляют промышленное прошлое района: железнодорожные пути, старинные вагоны, опоры конвейера становятся арт-объектами и формируют характер местности. На основе бетонных опор бывшего конвейера формируется променад с видовыми площадками, придавая парку выразительную двухуровневую структуру.