Скромное обаяние пропорций
Кудрово расположено во Всеволожском районе Ленинградской области между восточной границей Санкт-Петербурга и кольцевой автомобильной дорогой (КАД). Общая площадь участка, предназначенного для строительства нового жилого района, составляет 150 га. С юга он ограничен Мурманским шоссе и территорией торгово-развлекательного комплекса «Мега-Икеа», с севера - рекой Оккервиль (если не по живописности русла, то хотя бы по названию, бесспорно, являющейся самым романтичным водоемом области) и водоохранной зоной Северной водопроводной станции. Собственно Кудрово - это маленькая деревня (менее 50 домов), расположенная в месте слияния реки с безымянным ручьем, вокруг которой раскинулись бескрайние живописные поля и леса, никогда толком не осваиваемые. Впервые идея построить здесь жилье возникла у города еще в конце 1980-х годов, но тогда ее реализации помешала экономическая и политическая ситуация. Скажем прямо, в итоге это сыграло Санкт-Петербургу лишь на руку - вместо еще одного типового спального района город имеет огромный экологически благополучный и свободный для застройки надел земли, которым может распорядиться максимально рационально. И именно такие попытки (по крайней мере, на стадии первоначального освоения участка) предпринимаются.
В 2007 году территория будущего города была поделена между несколькими инвесторами-застройщиками. Самый большой участок, расположенный между продолжением улицы Дыбенко и торговым комплексом «ИКЕА-Мега», достался девелоперской компании Setl City, которая организовала международный закрытый архитектурный конкурс на лучший генеральный план будущего жилого района. В нем участвовали NBBG, Sweco, Arup и творческий тандем Герасимов - Чобан. Проект последних был признан наиболее детально проработанным и перспективным.
Работу над генпланом Евгений Герасимов и Сергей Чобан начали с функционального зонирования территории. Архитекторы здраво рассудили: раз на южной границе участка имеется крупный торгово-развлекательный центр, расположенный к тому же у самой дороги, вдоль нее логичнее всего сформировать нежилые зоны, которые, с одной стороны, смогут быть доступны не только жителям района, но и всем горожанам, а с другой послужат своеобразным шумозащитным буфером для жилых кварталов. На севере же будущее жилье от менее шумной трассы отделяет река Оккервиль, и в ее пойме архитекторы решили разбить большой ландшафтный парк со всевозможными культурно-спортивными объектами и зонами активного отдыха. Два этих острова общественной активности связываются двумя параллельными транспортными магистралями, а между ними архитекторы прокладывают пешеходную зону, трактованную как главная планировочная ось всего района.
Она проходит с севера на юг, начинаясь за улицей Дыбенко и связывая надземным переходом расположенный там еще один ареал новостроек и проектируемый район. Далее ось пересекает ландшафтный парк, ныряет в подземный переход и вновь выходит на поверхность уже не скромной дорожкой, посыпанной гравием, но просторным благоустроенным бульваром, который на южной границе участка завершается площадью, раскрытой к кварталу офисно-развлекательного центра. За счет многочисленных встроенных автостоянок пешеходная зона имеет довольно активный вертикальный рельеф, который обыгрывается многочисленными лестницами самых разных конфигураций и пандусами, в том числе озелененными. Этот нехитрый прием чрезвычайно разнообразит пейзаж бульвара, избавляя главную улицу района от ощущения монотонности и скрадывая ее истинную протяженность. Динамично решена и застройка по обеим его сторонам - вдоль всего променада располагаются торгово-развлекательные объекты, и архитекторы, проектируя объемы одинаковой этажности и площади (стилобаты для высотных жилых зданий), стремились всячески разнообразить пластику и декор их фасадов.
По обе стороны от пешеходной зоны расположены жилые микрорайоны, а между ними устроены зеленые рекреации со школами, детскими садами и службами быта. Микрорайоны, которых всего семь, и один офисный квартал нанизаны на основную ось попарно, а с рекреационными зонами соединены подземными переходами. И хотя на стадии разработки генплана и концепции вопросы собственно архитектуры рассматриваются лишь в первом приближении, Герасимов и Чобан отлично понимали, что столь масштабное строительство жилья неминуемо грозит обернуться если не однообразием, но повторяемостью визуальной среды, и вопрос о том, как не допустить этого, волновал их с самого начала. Сразу было решено проектировать каждый микрорайон по отдельности и фактически создать семь разных генпланов, гарантирующих даже в случае типовой застройки (она, конечно, здесь не планируется, но чего только не случается в кризис) разнообразие панорам и перспектив. И вслед за этим решением почти сразу возникла идея превратить кварталы в реплики западноевропейского градостроительства. Так и были нарисованы для Кудрово сначала «Барселона» с характерными перпендикулярными улицами, скошенными углами домов и внутренними двориками, затем «Париж» с центральной площадью в виде звезды и «Рим», в плане напоминающий форум. Предсказуема структура и других «именных» микрорайонов: «Амстердам» -- это непременно система внутренних каналов, «Берлин» -- отдельно стоящие дома, «Лондон» -- линеарная застройка в виде отдельных трапециевидных клиньев, а «Мадрид» -- увеличенная Плаза Майор с плотными кварталами по периметру.
Нужно сказать, что сама эта идея - воспроизводить в миниатюре европейские города - не нова и давно доказала свою экономическую состоятельность в сегменте загородных поселков. Правда, используя известные географические названия в качестве беспроигрышных брендов, девелоперы, как правило, ограничиваются несколькими поверхностными архитектурными цитатами. В Кудрово ситуация прямо противоположная - досконально воспроизводя проверенную столетиями структуру исторических центров европейских столиц, авторы проекта сознательно отказываются от каких-либо стилизаций в архитектуре. Евгений Герасимов убежден, что такими минимальными средствами, как планировка и пропорции отдельных объемов, можно создать интересный ассоциативный ряд, отсылающий к традициям того или иного города, и как следствие получить пространство с ярким индивидуальным характером.
автор текста: Анна Мартовицкая
http://agency.archi.ru/agency/news_current.html?nid=20630