Жилой дом в Ковенском переулке, Санкт-Петербург
текст: Владимир Фролов
http://projectbaltia.com/archive-ru/5696
Дом Герасимова в Ковенском переулке состоит из двух корпусов: жилой части, выходящей на переулок, и офисной, которая отступает вглубь участка, освобождая перед собой небольшую площадь. Появившееся таким способом пространство открывает вид на боковой фасад соседнего здания - католического храма Матери Божией Лурдской, возведенного по проекту Леонтия Бенуа и Марьяна Перетятковича в 1909 году. По словам авторов нового сооружения, оно было задумано «как спокойный фон для костела», но одновременно должно было получить собственную индивидуальность. Параллельное преследование этих двух задач (контекстуальность и придание адресности сооружению) предопределило сильные и слабые стороны проекта. Жилой корпус, выходящий на красную линию, решен в духе «берлинского» дизайн-кода: сетка одинаковых окон вытянутых пропорций, отсутствие какой-либо иерархии на фасаде и разночтений в трактовке этажей (только первый уровень решен иначе, чем остальные), предельно качественная отделка натурального камня (юрский мрамор), отсутствие карниза. Пожалуй, отличительной чертой сооружения стал скупой и при этом изящный декор: повторяющиеся геральдические детали в простенках, отсылающие к французскому Средневековью (семантическая связка с неороманской архитектурой Бенуа и Перетятковича). Светлый мрамор жилого дома контрастирует с темным гранитом храма. Нейтральный фасадный паттерн здания Герасимова создает выгодный фон для тонкой игры объемов и фактур культовой постройки. Второй - офисный - корпус, хотя и облицован тем же материалом, что и жилой, трактован совершенно иначе. Во-первых, он значительно выше - и его фасад продолжается позади крыши «собрата». Во-вторых, вход решен в виде гигантского остекленного портала (функция которого, по всей видимости, состоит в демонстрации «делового» назначения). Наконец, в-третьих, ритм окон нарочито сбит (очевидный «голландизм»), к тому же здесь кроме вертикально ориентированных окон появляются и лежачие. Не вызывает сомнений, что именно эта часть сооружения призвана отвечать за «адресность», «оригинальность» и «современность». Но на деле жилой корпус представляется значительно более своеобразным и доказывает, что петербургская трактовка берлинской типологии фасадного решения может быть вполне убедительной и в определенной мере даже превосходить оригинал (через деталь, обращаясь к genius loci). Наконец, еще один спорный момент - площадь перед офисным фасадом. Боковая стена костела, которую теперь мы вынуждены лицезреть, не предназначалась, очевидно, для подобной демонстрации и была возведена с тем, чтобы к ней примкнуло другое здание, продолжив красную линию переулка. Представляется, что Герасимову (вместе с заказчиком) так и следовало поступить, пойдя по пути создания типологии привычного для Петербурга дома с двором: в последнем, кстати, гораздо органичнее выглядели бы нерегулярность фасада и масштаб офисного корпуса. Тем не менее дом в Ковенском переулке, как кажется, практически нащупал метод, благодаря которому в городе может появиться архитектура, адекватная и прошлому и настоящему. Осталось сделать еще шаг в сторону от постмодернизма с его релятивистской эклектичностью и пристрастием к «сложностям и противоречиям». Бог - в уместных деталях. И в единстве композиции.