Герасимов без колонн

10.10.2013
ART1, 10.10.2013

Ковенский - один из излюбленных пунктов в маршрутах прогулок петербургских фланеров. Точнее, не сам переулок, а пятачок у порога костела Лурдской божьей матери, спроектированного Леонтием Бенуа и Марианом Перетятковичем в 1909 году. Через дорогу от церкви расположилась советская школа по жизнеутверждающему проекту архитектора Давида Бурышкина. Брандмауэр соседнего с ней дома украшен мозаикой, повествующей то ли о спорте, то ли о космосе, а вероятнее всего - обо всем сразу. Так вот, в непосредственной близости от этой красоты появился новый объект, выполненный строительной корпорацией «Возрождение Петербурга».
То, что именно эта компания взялась за реализацию проекта в Ковенском переулке, могло обернуться архитектурным кошмаром. Уже в названии корпорации звучит угроза - оно, похоже, подразумевает, что Петербург это такой пустырь, на котором непременно надо чего-то такое возродить. Но к счастью, новый дом, построенный по проекту мастерской Евгения Герасимова, тактично отнесся к окружающей среде и отчасти даже дополнил ее.
Пятиэтажный жилой корпус выходит на красную линию переулка, семиэтажный деловой утоплен вглубь участка. В результате между костелом и жилым домом образуется курдонер. Эти объекты насыщают переулок не только квадратными метрами, но и привносят новый сюжет. Сами здания выполнены в сдержанной манере. Облицованные камнем фасады членятся прямоугольными окнами - вот, собственно, и все. Фокус в том, что плоской стены и оконных проемов, в общем-то, оказывается вполне достаточно, чтобы проявить мастерство, показать качество архитектуры.
Бизнес-центр отличает гладкая поверхность камня, игра с размерами окон, строгие детали - это как бы буржуазный модернизм. В жилой части в противовес использован фактурный, дающий глубину цвета материал. Кладка нарисована с большим вниманием и следует тектонической логике. Обрамления окон, детали фасада деликатно украшают дом. Регулярная структура в сочетании с внимательным отношением к оформлению наводит на мысли об архитектуре доходных домов Петербурга.
В этом проекте Евгений Герасимов показывает себя с неожиданной стороны. Он отказывается от очередных неоклассических экзерсисов, и это заметно повышает качество проекта. Герасимов ничего не смыслит в архитектуре времен мирискусников, его походы в неоклассику выглядят уныло. При этом теряются черты, за которые его архитектуру стоит ценить: умение работать с материалом, деталью, планом. В Ковенском автор «Финансиста» и «Венеции» отбрасывает все лишнее, и в результате мы видим один из лучших домов его мастерской.
Безотносительно перипетий творчества Евгения Герасимова дом в Ковенском иллюстрирует общую для города актуальную проблематику. Летом журнал «Проект Балтия» внес на повестку дня новую идею - петербургский дизайн-код. Смысл в том, что во многих европейских городах существуют регламенты, оберегающие городскую среду от излишних архитектурных откровений. Это значит, что один документ может избавить город от «стаканов», стеклянных домов, полированного гранита, неадекватных габаритов и много другого, чем насытился Петербург в последние двадцать лет. В итоге в городе должно появиться много проектов, напоминающих дом в Ковенском. Здесь архитектура, в общем, укладывается в рамки того, чем занимались зодчие XIX века. То есть придумывали, как оформить оконный проем, как решить дверной портал, как выполнить рисунок кладки. И на этом пути, как мы видим, можно добиваться результата. Новый дом Герасимова выглядит современно, но при этом обладает качествами архитектуры прошлого, которые, казалось бы, давно утеряны.

Константин Бударин

http://art1.ru/architecture/gerasimov-bez-kolonn/