Возвращаясь к зодчеству допетровского времени
Представляем еще одного победителя конкурса «Царев сад». Интервью с Евгением Герасимовым, руководителем мастерской «Евгений Герасимов и партнеры».
Архи.ру:
- Евгений Львович, каковы Ваши впечатления от участия в конкурсе «Царев сад»?
Евгений Герасимов:
- Мы рассматривали этот конкурс как потенциальную возможность показать себя в Москве. Нам представился уникальный шанс поучаствовать в довольно значимом проекте, разработать часть фасадов для крупного московского комплекса, расположенного в исторической части города, вблизи Кремля. И мы этот шанс с удовольствием использовали. Перед нами была поставлена задача найти новые и интересные градостроительные и архитектурные решения, поскольку существующее предложение кругу лиц, имеющему отношение к застройке Москвы, показалось, по всей видимости, не достаточно проработанным.
- Как Вы оцениваете итоги конкурса?
- Итоги конкурса мне кажутся вполне объективными. Были выбраны три лучших, по мнению жюри, проекта, которые предлагается учитывать и использовать в дальнейшей реализации комплекса. На мой взгляд, это правильное решение - приложить мастерство и умение еще трех архитекторов к существующему проекту с тем, чтобы он стал лучше, разнообразнее и выразительнее.
- Расскажите о Вашем конкурсном проекте. В чем его суть?
- Суть проекта состоит в том, чтобы использовать все сильные стороны участка - а это, в первую очередь, непосредственная близость к Кремлю и к Москве-реке. В связи с этим предполагалось максимальное раскрытие и ориентация нового жилого фонда на Кремлевский ансамбль, собор Василия Блаженного и другие значимые объекты. Заказчик планирует построить гостиницу апартаментного типа, поэтому было очень важно предусмотреть большое разнообразие апартаментов и улучшить виды из их окон. Также мы предложили разбить партерные сады. Конкурс так и называется - Царев сад, потому что исторически данный участок занимали именно сады, на предложенном для проектирования участке находился Государев сад. Мы запроектировали прогулочную эспланаду, сформировали общественные пространства. Для создания комфортной внутренней среды двор комплекса решено было сделать закрытым, при этом предусмотрены и общедоступные благоустроенные зоны. По примеру «Cтрелки» с видом на храм Христа Спасителя, мы сделали общедоступную площадку, на которой могли бы располагаться летние кафе и видовой ресторан, открытые для всех жителей города, а не только для жильцов строящегося комплекса.
- Как бы Вы определили основную идею проекта?
- Основная идея проекта - разбить здание комплекса на несколько отдельных объемов и сделать их максимально разнообразными, как будто они нарисованы не одним архитектором, а несколькими. Именно по такому пути пошло и жюри, поручив проектирование сразу четырем архитектурным бюро. Мы же изначально предлагали такой сценарий развития проекта и даже писали об этом в своей пояснительной записке. Я убежден, что здания, составляющие комплекс, должны быть разными по архитектуре и стилистике, поэтому их фасады могут быть разработаны разными архитекторами. И в качестве наглядного примера мы представили свой проект и свои предложения, которые включали в себя, если не ошибаюсь, семь разных фасадов. Мы не хотели, чтобы этот квартал был занят единым мега-комплексом, мы стремились сформировать естественную и разноликую городскую застройку, характерную для исторического города. Постройки с одной стороны, похожи друг на друга по высоте и по архитектурному решению, но все-таки они очень разные. Это способствует формированию разнообразной среды, дает человеку пищу для созерцания, потому что человеческий глаз быстро устает от одного большого и скучного дома.
- Какие решения Вы предложили для фасадов здания?
- Фасадные идеи - это современное прочтение московской архитектуры допетровского времени. История этого места очень богатая и долгая. Откровенное копирование западных стилей в архитектуре началось с Петра I, именно в период его правления существующие на Западе архитектурные стили, начиная с барокко, стали переноситься на российскую почву. Поэтому использование мотивов допетровского зодчества нам показалось наиболее правильным и интересным. Для отделки фасадов мы предлагаем использовать естественный камень - известняк. Мы считаем, что это лучший материал для жилых домов.
- Как была решена композиция застройки?
- Композиция очень простая. Ось комплекса направлена на храм Василия Блаженного, мы формируем визуальный коридор от храма через проектируемый комплекс на церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Соответственно, вся композиция выстраивается вокруг курдонера.
Габариты и объемы комплекса были определены в существующем проекте Вячеслава Осипова и сохранены без существенных изменений в нашем предложении. Мы сочли, что карнизы зданий должны быть не выше Кокоревского подворья.
- Как, на Ваш взгляд, будет развиваться проект в дальнейшем и какое участие в этом примет Ваша мастерская?
- Как дальше будет развиваться проект, я пока не знаю. Это вопрос к заказчику. В моем понимании, это будет работа в соавторстве, совместная деятельность Вячеслава Осипова, Никиты Явейна, Ильи Уткина и моя. Но как все сложится в действительности, сейчас сказать трудно. Вячеслав Осипов, который давно занимается этим проектом, скорее всего, продолжит свою работу. Что же касается остальных «соучастников», то нам, вероятно, предложат сосредоточиться на проработке фасадов. Комплекс довольно большой, поэтому было бы очень хорошо, если бы его фасады были нарисованы не одной рукой, а поделены на четыре части и поручены четырем разным архитекторам. Я считаю, что это нормальное решение и полностью его поддерживаю. Наша мастерская с удовольствие примет участие в развитии проекта.
текст: Алла Павликова
http://archi.ru/russia/49524/vozvraschayas-k-zodchestvu-dopetrovskogo-vremeni