«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть неструганой стороной
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО - Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Сегодня стали известны результаты конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» на Софийской набережной, о старте которого было объявлено в конце мая. Конкурс был инициирован Москомархитектурой и организован Союзом архитекторов России, собственник участка - ООО «Сбербанк Капитал», роль технического заказчика исполняет ООО «Мидланд Девелопмент». В экспертную комиссию, кроме представителей заказчика, вошли Сергей Кузнецов, Андрей Боков, Владимир Плоткин и Сергей Чобан. Проекты были вынесены на рассмотрение жюри анонимно, под кодовыми номерами.
В результате обсуждения жюри приняло решение вернуться к предыдущему проекту (с котороым можно в общих чертах познакомиться здесь), мотивируя свою позицию тем, что их концепция лучше всего подходит для данного места. Проект был разработан ООО «МАО - Среда» (рук. Вычеслав Осипов), которое по условиям конкурса сохраняло за собой статус генпроектировщика. Проект Вячеслава Осипова будет принят за основу.
Однако из семи работ участников конкурса выбрали три равнозначных победителя: проекты Евгения Герасимова, Никиты Явейна и Ильи Уткина. Концепции победителей будут приняты в качестве консультационных - их авторам предложат совместно с генпроектировщиком поработать над окончательным обликом гостиничного комплекса.
К сказанному надо добавить, что за время проведения конкурса несколько изменился заявленный в мае состав его участников: вначале в списке значились ADM и бюро Сергей Киселев и Партнеры, на финишной прямой их сменили Никита Явейн и Сергей Туманин.
Публикуем проекты победителей и других участников конкурса с авторскими описаниями.
Победитель конкурса. Герасимов и партнеры.
«Основные принципы предлагаемого конкурсного проекта:
Создание проекта, предполагающего максимальное раскрытие потенциала участка под застройку
Сохранение достигнутых и увеличение продаваемых площадей
Максимальное увеличение площадей с видовыми характеристиками
Раскрытие (сохранение) сложившихся панорам Софийской набережной
Создание интересных видовых перспектив как из самого комплекса и прилегающей территории на собор Василия Блаженного и Кремль, так и с Васильевского спуска на проектируемый комплекс.
Создание визуального коридора от храма Василия Блаженного через проектируемый комплекс на церковь Иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость»
Организация, как комфортного внутреннего пространства - закрытого двора комплекса, так и общедоступной благоустроенной зоны общегородского значения с видом на Кремль (по аналогии со «стрелкой» с видом на Храм Христа Спасителя).
Применения фасадного приёма, подчёркивающего градостроительную концепцию.»
Победитель конкурса. Студия 44.
Как нам рассказала пиар-директор «Студии 44» Людмила Лихачева, работая над проектом «Царева сада» архитекторы опирались на три тематических источника. Главной идеей стало воспоминание о «верховых садах», популярных в царских и боярских хоромах Москвы XVII века - архитекторы так и назвали свой проект: «Верховые сады». О садах русского средневековья здесь напоминают три небольших парка: регулярный на крыше торгового комплекса, вытянувшегося вдоль Устьинского моста; скверы на кровлях жилого корпуса, предназначенные для обитателей пентхаусов, и небольшой живописный парк между жилым и торговым корпусами, решенный в виде спускающегося к Москве-реке пандуса. По пандусу извиваясь течет ручей. Для того, чтобы лучше вжиться в необходимую для кремлевского соседства древнерусскую тематику, архитекторы изучили несколько книг по истории садов и подробно узнали, каким именно образом устраивались сады в хоромах XVII века.
Второй идейной составляющей проекта стала так называемая «морфология места»: торговый корпус вдоль Устьинского моста равен по длине некогда бывшему на этом месте складскому корпусу, а рисунок его фасада повторяет фасад соседнего здания по Софийский набережной.
Третья составляющая - орнамент, крупный геометрический паттерн на фасадных плоскостях ризалитов жилого корпуса. В выступах ризалитов размещены гостиные квартир, и их фасадные плоскости - это важно, - развернуты в сторону Кремля и храма Василия Блаженного (в уступах фасада, решенных в нейтральном коричневатом тоне, размещены зоны кухонь). Рисунок фасадов вдохновлен архитектурой нарышкинского стиля (конца XVII века), формальными поисками раннего конструктивизма и Ивана Жолтовского. Решетки ризалитов архитекторы предложили выполнить из светлого дорогого камня.
Победитель конкурса. Студия Уткина.
«Данное проектное предложение основывается на проектной документации ООО «МАО-Среда». Проектное предложение на рисунках и чертежах накладывалось на существующие планы и разрезы. Я старался максимально сохранить существующую функциональную схему внутренних связей. В основе построения планов лежит исторический план Кокоревских складов. И оси исторических стен проступают в архитектуре чертежей. Но они все разные и для построения фасадов для удобства я взял выровненный модуль шага осей равный 6.250м.
В основе композиционного решения лежит традиционная схема дорогой гостиницы начала прошлого века. Это протяжённый корпус с центральным входом, акцентированный симметричными фасадами боковых крыльев. Перед главным фасадом длинный двор, фланкированный трёхэтажными постройками.
Со стороны Софийской набережной я также восстанавливаю историческую периметральную застройку. Дворовые пространства соединены парадными проходами через двусветные арочные проёмы. Три наземных уровня занимают помещения со смешанной функцией. Выше третьего уровня располагаются жилые апартаменты. Увидеть Собор Василия Блаженного из окна каждой квартиры возможно, используя классическую эркерную схему фасадов или протяжённые окна. В основе нашего предложения лежит треугольный эркер, выступающий на 1.5 м от плоскости стены.
Спецификация, количество, состав площадей квартир практически не изменился. Прибавилась площадь к зданиям периметральной застройки более 1 тысячи м. кВ. В отделке фасадов предполагается использовать кирпич , камень, керамику, металл. Цветовое решение фасадов на этой стадии, думаю, преждевременно.»
Другие участники конкурса:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
«Авторы проекта приняли решение спроектировать объект, начав работу ab ovo (с самого начала). Для нас очевидно, что такая позиция самая правильная со всех точек зрения: этической, экономической, технической. Достаточно понять и почувствовать дух места, его градостроительную значимость, статус, типологию и общественную нагрузку, обозреваемость с Красной площади, Васильевского спуска, с набережных (Кремлёвской, Москворецкой, Раушской, Кадашевской, Овчинниковской), с территории нового парка «Зарядье», с важнейших точек Замоскворечья. Всё это требует иного, абсолютно самостоятельного объёмно-планировочного и градостроительного решения, соответствующего вызовам нашего времени. Здесь необходим яркий динамичный образ, адекватный мощной энергии окружающего пространства.
Предыдущий проект наглядно продемонстрировал бесперспективность попыток решить поставленную архитектурную задачу путем имитации исторической застройки, особенно в обстоятельствах, когда старый район и так насыщен вторичной архитектурой и часто более чем спорными псевдоисторическимими постройками.
Несмотря на то, что мы начали проектировать с нуля, в новом проекте мы предлагаем сохранить и учесть следующие факторы:
границы участка;
технико-экономические показатели (с распределением по функциям и с уточняющими рекомендациями специалистов «Калинки»);
максимально допустимые вертикальные отметки;
существующие «стену в грунте» и фундаментную плиту;
частично - выводы и рекомендации ландшафтно-визуального анализа;
рекомендации главного архитектора города, руководства Москомнаследия и музеев Кремля.»
Цимайло, Ляшенко и Партнеры
«Основные точки восприятия участка проектирования - это Кремлевская набережная, территория парка Зарядье, Васильевский спуск. В меньшей степени, с точки зрения активности человекопотока, является улица Ордынка. Расположение здания вдоль красной линии параллельно мосту создает симметричный градостроительный силуэт Софийской набережной. Создание общественного пространства у воды со стороны главного входа в здание соответствует масштабу открытого пространства перед зданием гостиницы Балчуг.
Проектируемое здание примыкает к Большому Москворецкому мосту и замыкает периметральную застройку квартала, характерную для исторической части города. Отсутствие многоэтажной надстройки над существующим хозяйственным корпусом позволяет сохранить исторический облик Кокоревского подворья. Создание перед главным корпусом общественного пространства - сада, сады на фасаде и крыше здания, соотносятся с историческим использованием территории.»
Творческая мастерская Туманина С. Л.
«Основная идея проекта комплекса состоит в том, что, на наш взгляд, можно развернуть апартаменты фронтально к панораме Кремля, Васильевского спуска и собора Василия Блаженного без ущерба планировкам и приватности квартир.
Анализ градостроительной ситуации и визуального восприятия объекта показал, что основным неблагоприятным (проблемным) параметром в проектируемой объёмно-планировочной модели является Г-образный торец основного объёма здания, выходящий на ул. Болотную и закрывающий своими высотными отметками панораму при выходе с ул. Б. Ордынка на Малый Москворецкий мост. При этом высотные отметки «бутиков» не оказывают, на наш взгляд, такого сильного влияния на раскрытие панорамы Кремля с Кадашевской набережной и при движении вдоль Малого Москворецкого моста на Большой. Поэтому мы посчитали возможным и необходимым убрать Г-образный объём совсем, но при этом выстроить три поднимающихся от 2-х до 4-х этажей ризалита от Софийской набережной до объёма фитнес-блока, и увеличили угол фасада основного блока без увеличения глубины корпуса для более полного раскрытия фасада на панораму Кремля.
Ризалиты или «мосты», перекинувшиеся от главного корпуса на 2-х-этажную галерею, идущую вдоль большого Москворецкого моста, как уже говорилось ранее, увеличиваются по высоте от 2-х этажей ближе к Софийской набережной до 4-х - в глубине участка. В этих мостах-ризалитах организованы квартиры с 2-х-уровневыми двусветными пространствами гостиных с личным видом на Кремль почти для каждой квартиры.
Дворовая территория комплекса делится на 3 части мостами-ризалитами и отметками террас-дворов. Из глубины двора террасы понижаются к отметкам софийской набережной, расширяя сектор обзора по вертикали. У каждого дома-моста есть свой небольшой дворик при входной части с площадкой для детей. Вместо подпорных стен, разделяющих приватные дворики, сделаны витражи освещения парковки.
Фасады здания решаются в витражах. Фасад основного корпуса оформлен единым принтом, образующим объёмную складку на плоском фасаде. Кроме этого, на фасаде сделаны вертикальные подвижные элементы из тонких слэбов оникса, которые могут открывать и закрывать часть витража в квартире, создавая тем самым приватность внутреннего пространства.
Торцы мостов-ризалитов имеют глубокие вертикальные ламели, развернутые под разными углами и облицованные светлым камнем, обеспечивающие приватность квартир. Галерея бутиков решена как единый глухой объём, облицованный камнем, и завершается помещением кафе. На эксплуатируемой кровле галереи сделан фонарь верхнего света в бутики. Мосты-ризалиты консольно нависают над дополнительной прогулочной зоной по кровле галереи.
Архитектурная мастерская М. Атаянца
«Архитектурно-художественная стилистика комплекса, расположенного в непосредственном соседстве с важнейшими ансамблями центра Москвы должна быть, по убеждению авторов, основана на гибком использовании классического ордера, понимаемого не как набор декоративных деталей, а как структурная основа композиции.
Стена здания апартаментов трактуется как крупномасштабная каменная аркада с витражным заполнением, артикулированная трехчетвертными коринфскими колоннами в два яруса. С дальних точек ясно читается ритм арочных проемов, в сокращении начинает восприниматься зубчатая структура стены. Ее углы подчеркнуты скульптурой, формирующей линию верха фасада.
Здания бутик-магазинов, соответствующие по размеру историческим городским особнякам, решаются в формах «образцовых домов» русского классицизма, крупные простые детали в сочетании с цветными фасадными плоскостями позволяют им не потеряться между массивными формами Большого Москворецкого моста и коринфской аркадой здания апартаментов. Блок ресторана и офиса завершает линию бутик-магазинов и формирует угол комплекса, выходящий на Болотную набережную. Его архитектура несколько более торжественна и включает шестиколонный ионический портик.
Представительский офис управляющей компании играет чрезвычайно ответственную роль в архитектуре комплекса, завершая линию строений Софийской набережной перед Большим Москворецким мостом. Его малые размеры компенсируются активной крупномасштабной дорической пластикой полукруглого фасада, выдерживающей соседство мостовых опор и арочных пролетов.
По другую сторону здания представительского офиса расположена въездная зона апартаментов. Авторы считают необходимым выдвинуть стилобат вперед до красной линии, с организацией входа и въезда непосредственно сквозь порталы в передней стене стилобата. Такое решение позволяет существенно увеличить площадь сада, выведя его почти к самой реке. В то же время, массивная гранитная стена продолжает линию застройки Софийской набережной.
Предлагаемые решения фасадов требуют минимальных планировочных изменений в зоне наружного контура зданий и сохраняют виды на собор Василия Блаженного из всех апартаментов, выходящих в сторону Большого Москворецкого моста.»
Составитель Настя Маврина
http://archi.ru/russia/49404/carev-sad-itogi-konkursa-doski-strugat-no-klast-nestruganoi-storonoi