Точность формы

25.10.2010
Агентство архитектурных новостей, 25.10.2010

Участок, приобретенный инвестором под строительство жилого комплекса, расположен в так называемых Ротах, то есть на территории между Обводным каналом и Московским проспектом, нарезанной тринадцатью Красноармейскими улицами на узкие длинные полосы. Нужно сказать, район это очень специфический: с одной стороны, почти центр (минут за двадцать до Невского можно дойти пешком), метро под боком и крупнейшие транспортные магистрали, с другой - казарменный дух из его среды так и не выветрился. Столь характерная для Петербурга периметральная застройка здесь доведена до сурового армейского аскетизма: острые углы режут глаз, а строгие построения корпусов невольно заставляют подтянуться и разве что честь не отдать. Палитра бывших Измайловских рот богата лишь на серые и кирпичные оттенки, а архитектура брутальна, если не сказать, монолитна. «В общем, район нам достался совсем не парадный, - разводит руками архитектор Евгений Герасимов, - однако обладающий собственным ярко выраженным характером, лицом, и именно это лицо мы в своем проекте решили сохранить. Заказчик поддержал нас в том смысле, что изначально сделал ставку на жилье среднего класса и не предъявлял повышенных требований к его архитектурному облику».

В плане комплекс представляет собой квадрат с одним закругленным углом. Правда, «смягчается» дом не по отношению к улице Егорова и расположенному напротив нему замечательному образцу кирпичного модерна (здание Попечительства Императорского человеколюбивого общества, архитектор Р. Р.Марфельд), но в сторону небольшого сквера, отделяющего новый жилой комплекс от внутриквартальных зданий. На первом этаже дома расположены офисные помещения, входы в которые ради удобства будущих жильцов отделены от подъездов и ориентированы во внутриквартальное пространство. Входы же в жилье организованы с территории внутреннего дворика, расположенного на кровле подземной автостоянки.

Первое впечатление от нового жилого комплекса на улице Егорова можно сформулировать двумя словами: «ох, суров». На саму улицу оно выходит семиэтажным предельно лаконичным фасадом, на уровне внутреннего дворика подрастает до девяти этажей. Важно, что оно посажено точно по границам участка, из-за чего кажется более объемным, чем есть на самом деле, - его словно распирает изнутри. Единственным украшением фасадов, покрытых шероховатой темно-песочной штукатуркой, становятся остекленные лоджии, объединенные в короба высотой в четыре этажа. Нужно сказать, это один из любимых приемов Герасимова, и везде он работает по-разному: где-то скрадывает истинные габариты дома, где-то, наоборот, выгодно их подчеркивает. В жилом комплексе на улице Егорова эти стеклянные щиты визуально дробят массивный объем на несколько относительно некрупных секций. На уровне первого этажа углы здания оформлены очень внушительными колоннами - за ними расположены въезды на подземную парковку, но сами эти опоры столь велики в диаметре, что от пешехода ведущие под дом пандусы скрыты до самого последнего момента. «Я даже не называю этот элемент колонной, если честно, - признается сам Герасимов, - это цилиндр как он есть. Дом проектировался с оглядкой на расположенные неподалеку конструктивистские здания Обводного канала и, как и они, представляет собой соединение чистых геометрических фигур - квадрата, параллелепипеда, цилиндра».

На первый взгляд, выбор именно конструктивистских построек в качестве основного стилистического ориентира кажется нелогичным - ведь прямо напротив расположен памятник эпохи модерна, который, кажется, так и напрашивается на диалог со своим новым визави. Однако Герасимов привык думать не только об архитектурном контексте, но и об экономике проекта. Он уверен в том, что стилистические изыски хороши там, где имеется солидный бюджет. «Если бы мы взялись проектировать дом эконом-класса в неомодерне, риск получить очень среднее качество архитектуры и декора был бы чрезвычайно велик. Куда больших финансовых вливаний требуют и любые попытки кардинально обновить лицо того или иного квартала, то есть спроектировать дом в современной стилистике, поэтому мы сделали ставку на конструктивизм». Конечно, художественный язык этого стиля подвергается довольно серьезному переосмыслению. В частности, и габариты дома, и планировки квартир продиктованы современными представлениями о комфорте, а отделочные материалы выбраны хоть и простые, но стойкие и долговечные. И все же именно благодаря «проконструктивистской» работе формой, а не деталью, Герасимов стопроцентно попадает не только в бюджет заказчика, но и в архитектурный контекст непростого в градостроительном отношении района.

автор текста:Анна Мартовицкая

http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=27677