Дом-скала
Недавно построенный дом YE'S Евгения Герасимова - форпост квартальной идеологии в микрорайонном пространстве Приморского района Петербурга.
Об этом месте мы рассказывали уже дважды: до 2009 года МФК на трапециевидном участке при пересечении улицы Хошимина и проспекта Просвещения проектировал Сергей Киселев, причем количество офисных помещений в нем, запланированное первоначально большим, постепенно уменьшалось, а жилья - росло. Затем с участком начал работать Евгений Герасимов, одновременно изменилась задача: основную площадь заняло жилье комфорт-класса, где-то четверть - апарт-отель, офисов же осталось совсем немного, в рамках декоративной добавки. Строительство комплекса, спроектированного Евгением Герасимовым в 2010 году, завершилось полгода назад в практически полном соответствии с проектом.
«На мой взгляд задуманный здесь образ «плетеной корзины» или забора, штакетника, окружающего двор, получился» - говорит Евгений Герасимов. Надо признать это определение очень точным, так как прежде всего смысл нового дома - в том, что он отгораживает и защищает собой от городского шума и загрязнения довольно крупное (общая площадь участка 2,5 га) и цельное пространство внутреннего двора. Два здания окружают двор симметричным пятиугольником, отдаленно напоминающим советский «знак качества»: П-образная трапеция двадцатиэтажного дома, обращена к проспекту Просвещения и острой «стрелке» сходящихся улиц, широкая шестнадцатиэтажная «книжка» апарт-отеля завершает периметр с тыльной стороны комплекса. Проходов во двор всего три: два там, где встречаются торцы дома и крылья отеля, плюс арка в «носовой» части, через которую можно войти со стороны сквера на стрелке между улицами, - иными словами, периметр очень замкнут, прямо противоположен идеологии продуваемых «строчек» микрорайонов.
Получается похоже на сталинские кварталы, только еще крупнее. Впрочем, приглядевшись в окружающим микрорайонам также можно обнаружить, что идея «супер-квартала» рождалась здесь уже в восьмидесятые: панельные пластины, меньшей высоты, но часто даже большей длины частенько поворачивают, получают то Г-образный, то П-образный план, иногда даже замыкаются в просторные каре, то ли мечтая о старом городе, то ли защищаясь от холодного ветра. Так или иначе, глядя на план района можно подумать, что идея гигантского квартала уже присутствовала в нем и раньше, но не была тогда доведена до логического завершения. Дом Евгения Герасимова тему, определенно, раскрыл полностью: среди неряшливого, и, несмотря на все попытки, все же очень открытого, разомкнутого окружения панельных домов с вкраплениями поздних торговых центров он - крепость, норманнский замок, замыкающий своей уверенной, плотной массой беспокойный острый угол пересечения дорог. Это дом-объем, в пространстве он прежде всего присутствует - пребывает, организуя его прежде всего своей величиной и спокойной сдержанностью.
Рисунок фасадов: крупная сетка вертикалей, как правильно подобранная женская блузка, помогает структурировать и немного облегчить внушительный объем комплекса, который в ширину с многих точек зрения (кроме главной) больше, чем в высоту. Окна, частью обычные, частью французские, выстраиваются в вертикальные ряды, чередуясь с межэтажными вставками нейтрально-серого цвета, и иногда выступают вперед асимметрично расставленными эркерами. Вертикальные же полосы стен между окнами, собственно, и образуют собой воображаемый «штакетник», частокол с наложенным на него, отчасти имитирующим светотень, крупным пиксельным рисунком коричневых, бежевых и почти белых (цвета слоновой кости) полос. Их рисунок прерывается тонкими светлыми горизонталями, схватывающими «частокол» дома через шесть, отеля - через три этажа (таким образом в одном случае ритм укрупнен, в другом измельчен и разница в высоте зданий немного скрадывается). Местами цвет полос сохраняется и прошивает горизонталь насквозь, подчеркивая ее иллюзорность и орнаментальность рисунка в целом. Там, где ширина полос оказывается больше (например, в пазухе отеля, где расположены лестницы), рисунок становится по-настоящему пиксельным, разбивая часть плоскости. В игре полос на фасадах - попытка оптической коррекции объема, в ней же укладывается и смысловая игра: массивный объем «замка» в сочетании с графикой частокола, как один плюс один, в сумме дают русский острог, воспоминание о допетровском севере (впрочем, что-то подсказывает, что эта аллюзия возникла случайно).
Вверху, над двумя верхними этажами, горизонтальной стяжки (условного антаблемента или карниза) нет, рисунок открыт к небу, что усиливает сходство с, разумеется очень условными, «прутьями» или, хотя образ забора вовсе не буквален - это скорее повод для геометрической игры, которая, добавляя фасадам немного стройности и подвижности, превращает массив квадратных метров в авторскую работу - что было не так просто в условиях работы с жильем комфорт-класса (который, как известно, представляет собой верхний сегмент эконом-класса; в доме есть подземная парковка на 511 машин (квартир - 1062), первый этаж полностью занят магазинами, кафе, спа-центром; там же поместился встроенный детский сад; квартиры продаются с отделкой).
Для Евгения Герасимова дом YE'S - один из первых проектов в жанре комфорт-класса. «Это достаточно жесткий сегмент недорогого жилья, предполагающий множество ограничений. С такими правилами игры раньше мы сталкивались нечасто, - рассказывает Герасимов. - Но ведь архитектор всегда работает в рамках ограничений, это естественно, иначе мы бы жили в окружении шедевров, Лувров и Эйфелевых башен, что, согласитесь, тоже было бы не вполне нормально. Плохих жанров не бывает, здесь тоже можно найти интерес - особенно, если, как в данном случае, находится девелопер, готовый совместно с нами искать решения, разговаривать с архитектором».
Дома комфорт-класса, не слишком дорогого, но все же позволяющего не ограничиваться панельным строительством, вошли в практику после кризиса 2008 года и сейчас некоторые из них, как видим, достраиваются. Жанр, требующий от архитектора жесткого самоограничения и как следствие - внимания, аккуратности и, вероятно, больших усилий (в данном случае архитекторы сделали около десяти вариантов прежде, чем появился окончательный проект), - надо признать полезным и продуктивным, так как несмотря на рамки, он оставляет место для эксперимента. К примеру, для появления такого гигантского замкнутого квартала, спрятавшегося от городского шума внутрь себя.
текст: Юлия Тарабарина